«Новомученики — это наш духовно-нравственный ориентир». В Каменске-Уральском прошел круглый стол, посвященный увековечению памяти пострадавших за веру

Священнослужители и чиновники, профессиональные историки и краеведы-любители, педагоги и активные прихожане из разных приходов Каменской епархии и Екатеринбурга собрались 18 марта в Свято-Троицком кафедральном соборе. В этот день их объединила тема: «Формы увековечения памяти новомучеников и исповедников, пострадавших в 20-30 гг. XX века в пределах Екатеринбургской митрополии».

— Когда я встречаюсь со школьниками или студентами, то задаю вопрос: «Кто в современном мире, где понятие духовных и нравственных ценностей размыто, является нашим проводником и ориентиром?» И, заканчивая мысль, обращаю внимание молодежи на тех, кто жил до нас, кто пострадал за веру Христову и за свое Отечество, кто не был «перемолот». Новомученики и исповедники российские — это образец человеческого достоинства и духовности, веры и верности Богу…

Так начал свое выступление иерей Борис Бароев, настоятель храма Рождества Христова п. Алтынай Сухоложского района и председатель комиссии Каменской епархии по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В своей презентации отец Борис поделился опытом актуализации памяти священномучеников на примере святых, пострадавших в Сухоложье в 1918 году. Это жестоко убитые красноармейцами священнослужители Константин Алексеев и Василий Инфантьев: оба в 2002 году были причислены Русской Православной Церковью к лику святых.

В этом году на территории возле храма должно быть завершено строительство мемориала, посвященного священномученику Константину Алексееву. Подготовлено и издано его житие, написан его образ, напечатаны календари. В планах — подготовка жития священномученника для детского чтения.

Участникам круглого стола был показан трейлер (небольшой видеоролик из наиболее ярких фрагментов) фильма о жизни священномученика Константина Алексеева. Сейчас готовится новый фильм — о священномученике Василии Инфантьеве. Работа по увековечению памяти этого святого только началась. Кстати, фильм о нем будет подготовлен при участии… команды КВН «Уральские пельмени». Сценарий готовит сам Борис Бароев. «Важно, чтобы фильм был понятен любой аудитории, в том числе и невоцерковленной», — отметил священник.

Интересным было выступление Андрея Печерина, председателя совета Уральского Церковно-исторического общества (Екатеринбург). Он рассказал, как создавалось и чем занимается сегодня эта общественная организация. Она действует с 2010 года, в основном — за счет исследователей-энтузиастов. Они активно работают в архивах (на сегодня собрана огромная электронная база документов), а по материалам исследования готовят печатные сборники. Общество занимается и вопросами церковной генеалогии, и историей храмов и монастырей, но главным направлением все же является увековечение памяти новомучеников.

— Канонизировано очень много новомучеников, но много ли людей почитает их память после прославления?.. Мы решили внести свою лепту… — отметил Андрей Владимирович.

Уральское Церковно-историческое общество ежегодно проводит научно-практические конференции, посвященные данной теме, помогает в написании икон новомучеников, снимает фильмы. В 2013 году на телеканале «Союз» вышло 19 30-минутных фильмов о новомучениках. В этом году начат новый проект, связанный с историей церкви на Урале…

Руководитель секции генеалогии Церковно-исторического общества Александр Колесов представил участникам круглого стола список из 39 новомучеников Каменской епархии. Это не только те, кто служил здесь в храмах и монастырях, но и те, кто родился в нашей епархии, хотя пострадал за веру в других районах, а также те, кто принял на территории Каменской епархии свою мученическую кончину.

— 39 человек — это, конечно, много, — отметил А.В. Печерин. — Что объясняется не столько особой благодатностью нашего края, сколько той ожесточенностью, которая сопровождала здесь борьбу за советскую власть в 1918 году.

Только в Каменском городском благочинии — 9 новомучеников, двое из которых до жестокой расправы (летом 1918 года) служили в Свято-Троицком соборе (где и проходил круглый стол): Петр Корелин послужил в этом храме 14 лет, а Василий Победоносцев — 27 лет. 55-летний отец Петр был арестован, увезен в Тюмень, после чего отправлен на пароходе, где избитого, с привязанными к телу камнями, священника сбросили за борт в воды Тобола… 69-летнему отцу Василию бойцы полка Красных Орлов отрубили голову на станции Синарская…

В Каменском районном благочинии — 14 новомучеников, из которых трое были священнослужителями Сретенской церкви села Колчеданское. Это диаконы Георгий Бегма и Нестор Гудзовский и священник Стефан Луканин: в июле 1918 года они были зверски убиты полком Красных Орлов также на станции Синарская.

Кстати, несколько участников круглого стола высказали пожелание о переименовании улиц, площадей, станций, носящих название Красных Орлов. Специалисты ответили, что нужно обращаться в органы местного самоуправления: вопрос нескорый, но решаемый…

Об особенностях работы с архивными документами, о необходимости уточнения ряда исторических фактов в житиях святых интересно рассказал член Церковно-исторического общества Валерий Богомолов. В его архиве — информация по 600 уральским храмам и монастырям. Краевед готов обмениваться ей с коллегами и даже высылать сведения бесплатно.

Валерий Васильевич обратил внимание, в частности, на то, что порой исследователи и священнослужители «забывают» про мирян, которые понесли мученическую кончину вместе со священником: их изображения отсутствуют на иконах рядом с новомучеником. «А ведь иконы — это прямая проповедь православия…» Так, священник Травянского храма Александр Попов был зверски убит в 1918 году вместе с 9 крестьянами, с двумя из которых он похоронен в одной могиле…

На совещании присутствовала активный краевед, жительница села Травянское Евгения  Бунькова. Благодаря ее трудам и неравнодушию, собран большой материал о местном священнике Александре Попове — его жизни и мученической кончине.

Об опыте создания музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке (г. Екатеринбург) рассказала научный сотрудник музея Оксана Иванова. По ее мнению, сегодня, говоря о новомучениках, важно от темы про ужасы репрессий перейти к теме надежды.

Близкую мысль высказала и учредитель благотворительного фонда «Умиление» (Верхняя Салда) Елена Васильева: «Хочется говорить о том, что новомученики взошли на Голгофу не ради Голгофы, а ради вечной жизни, вечной радости…» Елена Андреевна рассказала об инициативах тавдинцев в деле увековечения памяти новомучеников. О том, как всем миром вместо прежнего храма, разрушенного до основания в годы красного террора, в 2009 году был возведен Иоанно-Богословский собор. О том, как активисты все-таки отстояли старое кладбище, которое уже начал застраивать местный предприниматель. А еще о просвещении молодежи, об открытии приюта для будущих мам, попавших в тяжелую жизненную ситуацию…

В заключение попросили выступить иерея Свято-Троицкого Архиерейского подворья Ростислава Новицкого. Он не только священник, но и профессиональный иконописец. В частности, отцом Ростиславом написан образ новомученика Василия Победоносцева. Выступающий обратил внимание на высокие требования, которые должны предъявляться к художнику-иконописцу. «Важно не просто, чтобы появилась икона. Важно по благословению епископа поставить высокую цель — соблюсти каноничность образа и выполнить изображение профессионально…»

Круглый стол подошел к концу, но его участники еще долго не расходились: тем для обсуждения было предостаточно…

Пресс-служба Каменской епархии

This slideshow requires JavaScript.